Измерение пробега: одометр против ГЛОНАСС/GPS
Информация о пробеге транспортными средствами необходима для проведения целого ряда расчетов, влияющих на прибыль предприятия: нормы потребления топлива, стоимость оказываемых услуг, сроки износа запчастей, равномерное распределение нагрузки внутри автопарка. Кроме этого, по пробегу можно судить о техническом состоянии автомобиля, рассчитывать гарантийные и страховые обязательства. Поэтому очень важно подобрать наиболее точный и надежный способ фиксации данных о пройденном километраже.
Одометр
Одометр – один из приборов, которыми оснащены все современные автомобили. В отличие от спидометра, который измеряет скорость движения, одометр показывает количество пройденных километров. Большинство приборов имеют два показателя: общий и, так называемый, суточный пробег. На самом деле второй показатель можно обнулить и начать отсчет в любое время.
Одометры бывают механическими, электронно-механическими и электронными, но независимо от конструкции они имеют погрешность от 5% и выше. Искажать показания прибора могут различные факторы:
Но главным недостатком одометров является возможность намеренной коррекции показаний водителями автопарка в корыстных целях, например, для укрытия фактов нецелевого использования автомобиля.
Технологии ГЛОНАСС/GPS
Альтернативой одометру является контроль над пробегом с помощью технологии спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS, который может осуществляться несколькими способами:
Спутниковый контроль полностью исключает влияние на точность показаний внешних факторов и целенаправленного искажения данных, обеспечивая погрешность максимум 2%, однако тоже не лишен недостатков. Главными проблемами системы являются нестабильный спутниковый сигнал в определенных географических условиях и погрешность позиционирования.
Но на сегодняшний день при одновременном использовании ГЛОНАСС и GPS погрешность составляет 2-3 метра, а в ближайшее время разработчики обещают снизить данный показатель до 0,2-0,5 м. Для повышения достоверности данных при пролегании маршрута в зоне нестабильного сигнала бортовые контроллеры целесообразно оснастить акселерометром и гироскопом.
Анализ погрешности при измерении пробега с помощью одометра и ГЛОНАСС/GPS-мониторинга свидетельствует в пользу системы спутниковой навигации. Кроме этого, следует учесть, что используемое в системах мониторинга профессиональное оборудование вносится в государственный реестр средств измерений и получает соответствующее свидетельство.