Измерение пробега: одометр против ГЛОНАСС/GPS

Измерение пробега: одометр против ГЛОНАСС/GPS

 

Информация о пробеге транспортными средствами необходима для проведения целого ряда расчетов, влияющих на прибыль предприятия: нормы потребления топлива, стоимость оказываемых услуг, сроки износа запчастей, равномерное распределение нагрузки внутри автопарка. Кроме этого, по пробегу можно судить о техническом состоянии автомобиля, рассчитывать гарантийные и страховые обязательства. Поэтому очень важно подобрать наиболее точный и надежный способ фиксации данных о пройденном километраже.

 

Одометр

 

Одометр – один из приборов, которыми оснащены все современные автомобили. В отличие от спидометра, который измеряет скорость движения, одометр показывает количество пройденных километров. Большинство приборов имеют два показателя: общий и, так называемый, суточный пробег. На самом деле второй показатель можно обнулить и начать отсчет в любое время.

 

Одометры бывают механическими, электронно-механическими и электронными, но независимо от конструкции они имеют погрешность от 5% и выше. Искажать показания прибора могут различные факторы:

  • стиль вождения (пробуксовка колес, резкое торможения и ускорение);
  • несоответствие радиуса шин техническим параметрам одометра или его изменение вследствие износа протектора, перевозки тяжелых грузов и пр.;
  • техническое состояние других узлов и агрегатов;
  • внешние факторы (состояние дородного покрытия, погода и т.д.).

 

Но главным недостатком одометров является возможность намеренной коррекции показаний водителями автопарка в корыстных целях, например, для укрытия фактов нецелевого использования автомобиля.

 

Технологии ГЛОНАСС/GPS

 

Альтернативой одометру является контроль над пробегом с помощью технологии спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS, который может осуществляться несколькими способами:

  1. Путем подключения к датчику скорости. Переданные штатным автомобильным датчиком данные берутся за основу при расчете пробега.
  2. По координатам движения. Для расчетов используется расстояние между фиксируемыми с заданным интервалом координатами точек маршрута.
  3. На основании переданных GPS-приемником данных. Расчет осуществляется терминалом системы мониторинга путем оперативного определения ежесекундного значения скорости автомобиля.

 

Спутниковый контроль полностью исключает влияние на точность показаний внешних факторов и целенаправленного искажения данных, обеспечивая погрешность максимум 2%, однако тоже не лишен недостатков. Главными проблемами системы являются нестабильный спутниковый сигнал в определенных географических условиях и погрешность позиционирования.

 

Но на сегодняшний день при одновременном использовании ГЛОНАСС и GPS погрешность составляет 2-3 метра, а в ближайшее время разработчики обещают снизить данный показатель до 0,2-0,5 м. Для повышения достоверности данных при пролегании маршрута в зоне нестабильного сигнала бортовые контроллеры целесообразно оснастить акселерометром и гироскопом.

 

Анализ погрешности при измерении пробега с помощью одометра и ГЛОНАСС/GPS-мониторинга свидетельствует в пользу системы спутниковой навигации. Кроме этого, следует учесть, что используемое в системах мониторинга профессиональное оборудование вносится в государственный реестр средств измерений и получает соответствующее свидетельство.